Валентина Николаевна Ярская


1. Биографические данные
Валентина Николаевна Ярская-Смирнова, родилась 18 августа 1935 г. в г.Свердловске, окончила физический факультет Саратовского государственного пединститута и философскую аспирантуру Саратовского госуниверситета преподавательскую деятельность начала в школе, а с 1961 г. продолжила в вузе. После защиты кандидатской (1967 СГУ) и докторской (1981 Институт философии АН г.Москва) диссертаций по проблемам научного прогноза и времени культуры работает профессором кафедры философии СГУ, а с 1985 г. заведует кафедрой философии СГТУ, открывает Саратовское отделение ВЦИОМ, организует соццентр СГТУ, активно занимается гуманитаризацией высшего образования и организацией новых специальностей: в том числе социальная работа, социокультурный сервис и туризм, культурология, социальная антропология. С 1992 г. возглавляет диссертационный докторский совет по социологии, в СГТУ руководит Научным парком, работает проректором Поволжского Межрегионального учебного центра Минтруда и социального развития РФ
Заслуженный деятель науки России, доктор философских наук, профессор, действит.член Международной Академии наук Высшей школы, Международной академии информатизации, Международной акмеологической Академии, Академии социального образования и Академии гуманитарных наук. В настоящее время профессор кафедры социальной работы Саратовского государственного технического университета, профессор-консультант Поволжского межрегионального учебного центра.

2. Список основных публикаций
Общее число публикаций - более 150, в том числе научные монографии по философии, методологии социальных теорий, учебные пособия, рабочие программы и методические указания для социально-гуманитарных специальностей и направлений, методике преподавания, актуальным проблемам социально-гуманитарного знания. В монографиях и статьях разработаны положения философского, культурно-исторического и социального темпорализма, анализируются социальные проблемы жизненного хронотопа человека, проблемы человеческих ресурсов и концепция устойчивого развития, исследуются социокультурные процессы образования и занятости, принципы реформирования высшей школы и социального образования.
1. Время и пространство. Саратов: СГУ, 1969
2. Методологические вопросы предвидения (о внелогических факторах предсказания)// Философия в процессе НТР. Л.:ЛГУ, 1976
3. Геологический темпорализм (Проблема времени в геологии)// Вопросы геологии Южного Урала и Поволжья. Саратов: СГТУ, 1980
4. Инверсия времени в структуре предвидения// Философские науки, 1980, №5
5. Научное предвидение (Монография). Саратов: Изд-во СГУ, 1980
6. Развитие понятия времени// Вопросы философии,1981, №3
7. Онтологическая структура бытия// Предмет философии: принципы,подходы, аспекты. Челябинск, 1981
8. Философско-социологическое исследование времени// Материалы совещания. Вопросы философии,1982, №5
9. Выступление на совещании по диалектическому материализму// Вопросы философии, 1982, №6
10. Время, культура, цивилизация// Философия и культура.Материалы ХУП междунар.фил. конгресса. М.,1983
11. Дополнительность художественного времени в культуре// Философия и культура.Тез.ХУП фил. конгресса. М., 1983
12. Геологический темпорализм (пробл. времени в геологии)// Вопр. тектон. и стратиграф. Саратов: СГУ,1984
13. Культурно-историческая эволюция предвидения// Вопросы детерминации. Тбилиси, 1985
14. Понятие геологической реальности// Мировоззрение в методол.вопр. совр. научн. позн. Саратов: СГУ, 1985
15. Прогностическая функция времени в ценностном и личностном аспектах// Вопросы развития личности. Красноярск, 1985
16. Методологические вопросы познания социального времени человека// Методологические проблемы общественных наук. М., 1986
17. Субъект управления// Информационные материалы ФО СССР №4/55. М.,1986
18. Темпоральный подход в реконстукции генезиса творчества// Научно-тех.творч.: проблемы эврилогии. Рига,1987
19. Научная культура темпорализма// Особенности современной естественно-научной картины мира.- Обнинск,1988
20. Культурно-историческое значение идеи времени ноосферы// Учение Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности. М.:МФТИ, ч.2,1988
21. Философские аспекты времени человека// Человек и мир: сущность отношений, противоречий и перспективы развития. М-лы Всемирн. филос. конгресса в Брайтоне. М., 1988
22. Фольклоризм и темпорализм как условия творчества// Тез.36 Междунар. Конгресса по электротехн.,физике и философии. ГДР, Ильменау, 1989 (в соавторстве с Е.Р.Ярской)
23. Время в эволюции культуры (монография). Саратов: СГУ, 1989
24. Инверсия времени в физическом темпорализме// Всесоюзн.конфер. по логике и методологии науки. Минск, 1990
25. Основы для взаимопонимания. Выступление на круглом столе по проблеме немцев Поволжья// Новое время. №29, 1990
26. Моделирование немецкой автономии: политический аспект// Советские немцы: история и современность. М.,1990
27. Концепция гуманитаризации образования// Народы России: возрождение и развитие. Саратов: СГУ, 1991
28. Время как признак эволюции бытия// Проблема первоначала мира в науке и теологии. Материалы междунар. семинара. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991
29. Гуманистическая интерпретация времени в преемственности человечества// Время и преемственность в развитии культуры. Саратов: Изд-во СГУ, 1991
30. Возможности Научного парка в реформе Высшей школы// Социальный статус Технопарка. Саратов, 1992
31. Философия социальной работы: вопросы преподавания// Социальная работа. вып.5. М., 1992
32. Философия в подготовке к социальной работе// Социальная работа. Вып.6. М.,1992
33. Развитие семьи: роль образовательных программ// Семья в процессе развития. М.,1993
34. Ярская-Смирнова В.Н.// Философы России XIX-XX столетий (биографии, идеи, труды). М., 1993
35. Аспекты соотношения теории социальной работы и социальной педагогики// В поисках истины. М.
36. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности// Российский журнал социальной работы, 1995, №2
37. Социальное милосердие// Междун.конф."Социальная поддержка в России, благотвор.и меценатство: история, традиции, современность". Калуга,1995
38. Научный парк: методология подготовки специалистов социальной работы// Занятость в России. М-лы Всер.н-пр. конф. Саратов, 1996
39. Методологические аспекты подготовки специалистов социальной работы// Теория и практ. социальной работы.Вып.2. Саратов, 1996
40. Социальный статус высшей школы// Десять лет перестройки: результаты и перспективы.По м-лам н-пр.конф. "Перестройка и постпрестроечный период: экономика, политика, социальная сфера. Саратов, 1996
41. Социальное здоровье в процессах глобализации// Проблемы изучения биосферы. Саратов: СГУ, 1996
42. Социальная работа: опыт философской рефлексии// Социальная работа и соц.философия. М., 1996
43. Философия образования на пороге ХХI века// Философия на рубеже веков. С-Пб.,1996
44. Благотворительность и милосердие как социокультурные общечеловеческие ценности// Благотворительность и милосердие. Саратов, 1997
45. Философия и методология социальной работы. Учебное пособие. Саратов: СГТУ,1997 (в соавторстве с Е.Р.Смирновой)
46. Концепция развития человеческих ресурсов: социальное образование и социальный сервис// Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Сб.науч.тр. Саратов: ПМУЦ, 1997
47. Нетипичность в предмете социологии образования: социальная педагогика и социальная работа// Социокультурные проблемы нетипичности. Саратов, 1997
48. Методология развития человеческих ресурсов// Методолог.и технолог. основы социальной работы в России (Сб.тез. конф.28-30.09.97). Ярославль, 1997
49. Антропология социальной политики// Человеческие ресурсы. М.-Саратов: ПМУЦ, 1998

3. Основные направления научной и практической деятельности, определяющие вклад в развитие философской и социологической науки, в организацию образования по социально-гуманитарным профессиям
В 1986 г. открывет Социологический центр и Саратовское отделение ВЦИОМ на базе СГТУ, руководит исследованиями общественного мнения и социологии вуза; с 1990 г. работает во ВНИКе по подготовке открытия специальности социальной работы. Привлекая талантливую молодежь из саратовских вузов, в 1991 г. начала подготовку по специальности и направлению социальная работа в Саратовском государственном техническом университете. С 1992 г. организовала Научный парк в Поволжском региональном учебном центре Федеральной Службы занятости (ныне Поволжский межрегиональный центр Минтруда и социального развития РФ) для научно-методического обеспечения социальной работы в сфере труда и занятости. Является руководителем магистерской подготовки по социальной работе в СГТУ; открывает в 1995 г. факультет повышения квалификации преподавателей социальной работы на базе СГТУ. Активный участник международных конгрессов, российских симпозиумов, конференций и научно-исследовательских проектов по проблемам философии, социологии, методологии и теории социальной работы, человеческих ресурсов, занятости и образования. Исполнитель международных грантов, стажировалась в ведущих университетах Великобритании, Ирландии, США, Швеции. Возглавляет диссертационный докторский совет по социологии, где защищаются кандидатские и докторские диссертации, имеющие теоретическое и практическое значение для социокультурного развития российского общества. Руководит аспирантами и консультирует докторантов: ею подготовлено свыше 20 кандидатов и 4 доктора наук. Организатор научно-педагогической школы по методологическим, философским, теоретическим социальным проблемам. Руководит магистратурой по социальной работе в СГТУ. Редактор более 30 монографий и сборников. Является председателем Саратовской ассоциации работников социальных служб, оказывает методическую помощь работникам социальной сферы. Член Проблемного совета по философии и Экспертного комитета по социологии при Минобразовании России.

e-mail valentine@sgu.ssu.runnet.ru
 
 
 

Hosted by uCoz