Автор: к.п.н., доцент Т.И.Гусева
Лекционный курс по социальной педагогике
знакомит магистрантов с
основами педагогоческого знания,систематизирует и
соотносит предмет
педагогики, человекознания и теории социальной работы, выделяя предмет
социальной педагогики как синтез этих знаний, соответствующий
понима-
нию профессии социального педагога как социального работника
в сфере
образования.
Слушатель знакомится с историей
социально-педагогических идей,
инвайронментальным и бихевиористским подходами,
дифференциальным и
этическими принципами деятельности социального педагога.
Курс является одным из основных магисторской
программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
------------------------------------------------------------------
Всего Лекц.
Самост.
NN Тема занятий
часов часов
работа
------------------------------------------------------------------
1. Методологические основы
социальной педагогики.
16 4
12
2. Инвайроментальный подход в
социальной педагогике.
16 4
12
3. Социально-педагогические
характеристики контингентов.
16 4
12
4. Социальное обучение впроцессе
социализации.
16 4
12
5. Социально-педагогические
технологии.
16 4
12
ТЕМА 1. Методологические основы социальной педагогики
Социальная педагогика в системе наук о человеке,
в системе педаго-
гического знания, теории социальной работы. Интеграция наук о
челове-
ке. Потребности комплексного изучения человека, закономерностей
его
развития, формирования,воспитания. Предмет социальной педагогики. Объ-
ект социальной педагогики. Задачи социальной педагогики: социально-пе-
дагогическмй анализ социальной структуры общества, воспитательных воз-
можностей жизненной среды, разработка путей и средств
социализации
личности, ее самоорганизации.
ТЕМА 2. Инвайроментальный подход в социальной педагогике
Инвайромент: определение и структура. Жизненная
среда и ее влияние
на социальное поведение человека. Педагогические факторы среды.
Пове-
дение человека в социальном окружении.Личностные ресурсы и их
измене-
ние. Педагогика отношений в социуме. Индивидуально-психологическое
и
социальное поведение человека. Личность в системе многофакторного воз-
действия. Многосферность микросоциума личности. Понятие субъекта соци-
ально-педагогической деятельности. Показатели эффективности социальной
работы. Мотивация и ценностные ориентации личности.
Деятельностный
подход в воспитательной работе.
ТЕМА 3.Социально-педагогические характеристики контингентов
Социально-педагогический анализ социальной структуры общества.
Со-
циальная группа как субъект и объект воспитания. Состав,
плотность и
особенности расселения населения и воспитательные процессы в обществе.
Социально-педагогический анализ численного соотношения различных
воз-
растных групп населения. Социально-педагогические
аспекты сложного
взаимодействия различных социальных групп. Социально-педагогические
проблемы рождаемости. Содействие молодым родителям в создании
благоп-
риятных социальных условий для воспитания детей. Брачное состояние
на-
селения и воcпитательный потенциал общества. Общественно-воспитатель-
ная роль различных типов семей. Социально-незащищенные контингент-при-
оритетные адреса социальнопедагогической помощи. Сиротство, его
причи-
ны, социальные последствия для общества. Работа с сиротами, их
подго-
товка к полноценному участию в общественном производстве и социальной
деятельности. Многодетные и малообеспеченные семьи как источник особых
социальных и педагогических проблем. Социальные и педагогические проб-
лемы,порождаемые криминогенными категориями населения. Социально-педа-
гогические условия ослабления негативного влияния на окружающих
групп
населения,подверженных алкоголизму и наркомании. Детская бездомность
и
бродяжничество.
ТЕМА 4. Социальное обучение в процессе социализации
Социально-педагогическая поддержка детства. Роль института
социаль-
ных педагогов в социальном формировании ребенка ка члена общества.
За-
щита детства от семейного неблагополучия, асоциального влияния.
Соци-
альный педагог как организатор просвящения, социальной терапии.
Соци-
ально-педагогическая помощь ребенку в процессе социализации.
Социаль-
но-педагогическая профилактика деструктивного поведения и условия
его
преодоления. Социально-педагогическое содействие личности в выработке
жизненной программы. Социальная служба в средней общеобразовательной
школе, ее задачи и деятельность социальных педагогов. Работа по разви-
тию у школьников социальной и познавательной мотивации учения.
Методы
стимулирования мотивации. Жизненная программа как совокупность жизнен-
ныхцелей,планов и ценностной ориентации личности. Методы стимулирова-
ния и оказания помощи в самопрограммировании школьников.
Профессио-
нальное самоопределение школьника как часть его жизненной
программы.
Основные этапы, средства и методы профориентационной работы в
общеоб-
разовательной школе.
ТЕМА 5.Социально-педагогические технологии
Проблема определения предмета и содержания деятельности
социального
педагога. Гуманистический смысл профессии социального педагога.
Воз-
можные специализации социального педагога. Подвижность профессиональ-
ных функций педагога. Социальный педагог в составе комплексной
соци-
альной службы. Социально-педагогические технологии. Классификация
со-
циально-педагогических технологий. Педагогическая организация
среды
как одно из направлений социально-педагогической работы. Методы
педа-
гогической организации среды, формы индивидуальной работы с различными
категориями населения.
Тематика рефератов
1. Взгляды С.Т.Шацкого на организацию целостного воспитательного
про-
цесса в микросреде
2. Социально-педагогические идеи в педагогике А.С.Макаренко
3. Нравственный потенциал общества: его слагаемые, критерии оценки
4. Агрессивность в обществе как социально-педагогическая проблема
5. Специфика молодежной агрессивности, ее социальная и педагогическая
профилактика
6. Воспитательные возможности природно-географической среды
7. Социально-педагогические аспекты охраны природы
8. Воспитательно-педагогический потенциал городского населения
9. Воспитательно-педагогический потенциал сельского населения
10. Формы патологии массового сознания, их предупреждение и ослабление
как социально-педагогическая проблема
11. Педагогическая организация гражданского согласия
и социального
сотрудничества
12. Разумная самоорганизация жизни личности
13. Содействие взрослению в школьный период
14. Социально-педагогический аспект подготовки молодежи
к семейной
жизни
15. Поддержка молодежи в самоорганизации свободного времени,
развитии
культурных интересов и творческих способностей
16. Профессиональная ориентация учащихся: социально-педагогический
ас-
пект
17. Последствия влияния неблагополучной семьи
на воспитание детей,
становление личности
18. Компенсация дефицита родительского внимания и заботы: работа соци-
ального педагога
19. Виды и причины деструктивного поведения
20. Стимулирование самовоспитания личности
21. Социальный педагог как организатор жизненно важных событий
22. Молодежная культура в поле зрения социального воспитания
23. Формирование модели жизненного успеха на уровне индивидуального
и
группового согзнания
24. Социальная забота о личности на стадии жизненного финиша
25. Гуманистический смысл профессии социального педагога
Рекомендованная литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.-М., 1991.
2. Алмазов В.Н. Психическая средовая дезадаптация
несовершеннолет-
них.- Свердловск, 1987.
3. Баранов А.В. Социальные аспекты экологии человека//
Проблемы эко-
логии человека.-М., 1986.
4. Бижинас Б.П. Введение в педагогику воспитания.- М., 1989.
5. Блонский П.П. Избр.пед.произв.- М., 1989.
6. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.- М., 1994.
7. Волков А.Г. Семья- объект демографии.- М., 1986.
8. Вульфов Б.З, Семенов В.Д. Школа и социальная среда:
взаимодейс-
твие.- М., 1981.
9. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания.- М., 1981.
10. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке.-М., 1990.
11. Жизненный путь личности. - Киев, 1987.
12. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека.-М., 1984.
13. Кон И.С. Социология личности.- М., 1967.
14. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.- М., 1988.
15. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития.-
М., 1987.
16. Марков Ю.Г. Социальная экология.- Новосибирск, 1986.
17. Маркович Д.Ж. Социальная экология.-М., 1991.
18. Методологические проблемы педагогической
науки.- М., 1985.
19. Моисеев Н.И. Человек и ноосфера.-М., 1991.22
20. Новикова Л.И. Школа и среда.- М., 1985.
21. Писаренко В.И., Писаренко И.Л. Педагогическая этика.- Минск, 1986.
22. Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры.-М.,1990.
23. Профессиональная ориентация учащихся.- М., 1988.
24. Психология личности и образ жизни.- М., 1987.
25. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М., 1976.
26. Синельков А.Б. Брачность и рождаемость в СССР.-М., 1989.
27. Социальная педагогика: теория, методика,
опыт исследования.-
Свердловск, 1989.
28. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические
исследова-
ния.- Л.,1979.
29. Социальная психология классов.- М., 1985.
30. Статистика населения с основамии демографии.-М.,1990.
31. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.- М., 1979.
32. Теория и практика социальной работы.- Тула-Москва, 1994. Т.1,2.
33. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т.- М., 1960-1963.
34. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.,1989.
35. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Избр.пед.соч.
в 2
т., т.I.- М., 1978.
36. Этнические стереотипы поведения.-Л., 1985.