С О Ц И А Л Ь Н А Я     П Е Д А Г О Г И К А

Рабочая программа по направлению магистратуры
Социальная работа

Автор: к.п.н., доцент Т.И.Гусева
 

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


     Лекционный курс по социальной педагогике знакомит магистрантов  с
основами  педагогоческого  знания,систематизирует  и соотносит предмет
педагогики, человекознания и теории социальной работы, выделяя предмет
социальной педагогики как синтез этих знаний,  соответствующий понима-
нию профессии социального педагога как социального работника  в  сфере
образования.
     Слушатель знакомится с  историей  социально-педагогических  идей,
инвайронментальным  и  бихевиористским  подходами,  дифференциальным и
этическими принципами деятельности социального педагога.
     Курс является одным из основных магисторской программы.
 
 
 
 

                             УЧЕБНЫЙ ПЛАН

------------------------------------------------------------------
                                     Всего      Лекц.      Самост.
NN    Тема занятий                   часов      часов      работа
------------------------------------------------------------------

1. Методологические основы
   социальной педагогики.              16         4          12

2. Инвайроментальный подход в
   социальной педагогике.              16         4          12

3. Социально-педагогические
   характеристики контингентов.        16         4          12

4. Социальное обучение впроцессе
   социализации.                       16         4          12

5. Социально-педагогические
   технологии.                         16         4          12
 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


ТЕМА 1. Методологические основы социальной педагогики
   Социальная педагогика в системе наук о человеке,  в системе педаго-
гического знания,  теории социальной работы. Интеграция наук о челове-
ке.  Потребности комплексного изучения человека,  закономерностей  его
развития, формирования,воспитания. Предмет социальной педагогики. Объ-
ект социальной педагогики. Задачи социальной педагогики: социально-пе-
дагогическмй анализ социальной структуры общества, воспитательных воз-
можностей жизненной среды,  разработка путей  и  средств  социализации
личности, ее самоорганизации.

ТЕМА 2. Инвайроментальный подход в социальной педагогике
   Инвайромент: определение и структура.  Жизненная среда и ее влияние
на социальное поведение человека.  Педагогические факторы среды. Пове-
дение  человека в социальном окружении.Личностные ресурсы и их измене-
ние.  Педагогика отношений в социуме.  Индивидуально-психологическое и
социальное поведение человека. Личность в системе многофакторного воз-
действия. Многосферность микросоциума личности. Понятие субъекта соци-
ально-педагогической деятельности. Показатели эффективности социальной
работы.  Мотивация и ценностные  ориентации  личности.  Деятельностный
подход в воспитательной работе.

ТЕМА 3.Социально-педагогические характеристики контингентов
   Социально-педагогический анализ социальной структуры общества.  Со-
циальная группа как субъект и объект воспитания.  Состав,  плотность и
особенности расселения населения и воспитательные процессы в обществе.
Социально-педагогический  анализ численного соотношения различных воз-
растных групп  населения.  Социально-педагогические  аспекты  сложного
взаимодействия  различных  социальных групп.  Социально-педагогические
проблемы рождаемости.  Содействие молодым родителям в создании благоп-
риятных социальных условий для воспитания детей. Брачное состояние на-
селения и воcпитательный потенциал общества.  Общественно-воспитатель-
ная роль различных типов семей. Социально-незащищенные контингент-при-
оритетные адреса социальнопедагогической помощи.  Сиротство, его причи-
ны,  социальные последствия для общества. Работа с сиротами, их подго-
товка к полноценному участию в общественном производстве и  социальной
деятельности. Многодетные и малообеспеченные семьи как источник особых
социальных и педагогических проблем. Социальные и педагогические проб-
лемы,порождаемые криминогенными категориями населения. Социально-педа-
гогические условия ослабления негативного влияния на окружающих  групп
населения,подверженных алкоголизму и наркомании. Детская бездомность и
бродяжничество.

ТЕМА 4. Социальное обучение в процессе социализации
   Социально-педагогическая поддержка детства. Роль института социаль-
ных педагогов в социальном формировании ребенка ка члена общества. За-
щита детства от семейного неблагополучия,  асоциального влияния. Соци-
альный педагог как организатор просвящения,  социальной терапии. Соци-
ально-педагогическая помощь ребенку в процессе социализации.  Социаль-
но-педагогическая профилактика деструктивного поведения и условия  его
преодоления.  Социально-педагогическое содействие личности в выработке
жизненной программы.  Социальная служба в средней  общеобразовательной
школе, ее задачи и деятельность социальных педагогов. Работа по разви-
тию у школьников социальной и познавательной мотивации учения.  Методы
стимулирования мотивации. Жизненная программа как совокупность жизнен-
ныхцелей,планов и ценностной ориентации личности.  Методы стимулирова-
ния  и  оказания помощи в самопрограммировании школьников.  Профессио-
нальное самоопределение школьника как часть его  жизненной  программы.
Основные этапы,  средства и методы профориентационной работы в общеоб-
разовательной школе.

ТЕМА 5.Социально-педагогические технологии
   Проблема определения предмета и содержания деятельности социального
педагога.  Гуманистический смысл профессии социального педагога.  Воз-
можные специализации социального педагога.  Подвижность профессиональ-
ных функций педагога.  Социальный педагог в составе комплексной  соци-
альной службы.  Социально-педагогические технологии. Классификация со-
циально-педагогических технологий.  Педагогическая  организация  среды
как одно из направлений социально-педагогической работы.  Методы педа-
гогической организации среды, формы индивидуальной работы с различными
категориями населения.

                          Тематика рефератов
 1. Взгляды С.Т.Шацкого на организацию целостного воспитательного про-
    цесса в микросреде
 2. Социально-педагогические идеи в педагогике А.С.Макаренко
 3. Нравственный потенциал общества: его слагаемые, критерии оценки
 4. Агрессивность в обществе как социально-педагогическая проблема
 5. Специфика молодежной агрессивности, ее социальная и педагогическая
    профилактика
 6. Воспитательные возможности природно-географической среды
 7. Социально-педагогические аспекты охраны природы
 8. Воспитательно-педагогический потенциал городского населения
 9. Воспитательно-педагогический потенциал сельского населения
10. Формы патологии массового сознания, их предупреждение и ослабление
    как социально-педагогическая проблема
11. Педагогическая  организация  гражданского  согласия  и социального
    сотрудничества
12. Разумная самоорганизация жизни личности
13. Содействие взрослению в школьный период
14. Социально-педагогический  аспект  подготовки  молодежи  к семейной
    жизни
15. Поддержка молодежи в самоорганизации свободного времени,  развитии
    культурных интересов и творческих способностей
16. Профессиональная ориентация учащихся: социально-педагогический ас-
    пект
17. Последствия  влияния  неблагополучной  семьи  на воспитание детей,
    становление личности
18. Компенсация дефицита родительского внимания и заботы: работа соци-
    ального педагога
19. Виды и причины деструктивного поведения
20. Стимулирование самовоспитания личности
21. Социальный педагог как организатор жизненно важных событий
22. Молодежная культура в поле зрения социального воспитания
23. Формирование  модели жизненного успеха на уровне индивидуального и
    группового согзнания
24. Социальная забота о личности на стадии жизненного финиша
25. Гуманистический смысл профессии социального педагога

                      Рекомендованная литература
 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.-М., 1991.
 2. Алмазов В.Н.  Психическая средовая  дезадаптация  несовершеннолет-
    них.- Свердловск, 1987.
 3. Баранов А.В.  Социальные аспекты экологии человека// Проблемы эко-
    логии человека.-М., 1986.
 4. Бижинас Б.П. Введение в педагогику воспитания.- М., 1989.
 5. Блонский П.П. Избр.пед.произв.- М., 1989.
 6. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.- М., 1994.
 7. Волков А.Г. Семья- объект демографии.- М., 1986.
 8. Вульфов Б.З,  Семенов В.Д.  Школа и социальная среда:  взаимодейс-
    твие.- М., 1981.
 9. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания.- М., 1981.
10. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке.-М., 1990.
11. Жизненный путь личности. - Киев, 1987.
12. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека.-М., 1984.
13. Кон И.С. Социология  личности.- М., 1967.
14. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.- М., 1988.
15. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития.-
    М., 1987.
16. Марков Ю.Г. Социальная экология.- Новосибирск, 1986.
17. Маркович Д.Ж. Социальная экология.-М., 1991.
18. Методологические проблемы педагогической     науки.- М., 1985.
19. Моисеев Н.И. Человек и ноосфера.-М., 1991.22
20. Новикова Л.И. Школа и среда.- М., 1985.
21. Писаренко В.И., Писаренко И.Л. Педагогическая этика.- Минск, 1986.
22. Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры.-М.,1990.
23. Профессиональная ориентация учащихся.- М., 1988.
24. Психология личности и образ жизни.- М., 1987.
25. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М., 1976.
26. Синельков А.Б. Брачность и рождаемость в СССР.-М., 1989.
27. Социальная педагогика:   теория,   методика,  опыт  исследования.-
    Свердловск, 1989.
28. Социальная психология.  История.  Теория.  Эмпирические исследова-
    ния.- Л.,1979.
29. Социальная психология классов.- М., 1985.
30. Статистика населения с основамии демографии.-М.,1990.
31. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.- М., 1979.
32. Теория и практика социальной работы.- Тула-Москва, 1994. Т.1,2.
33. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т.- М., 1960-1963.
34. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.,1989.
35. Ушинский К.Д.  Человек как предмет воспитания.  Избр.пед.соч.  в 2
    т., т.I.- М., 1978.
36. Этнические стереотипы поведения.-Л., 1985.
 
 
 
 
 
 

Hosted by uCoz