КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СГТУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МАГИСТЕРСКОГО КУРСА, САРАТОВ 1998
Рабочая программа магистерского курса по методологии научного исследования предназначена для магистрантов, аспирантов и преподавателей гуманитарно-социальных кафедр и факультетов. Выделяются разделы, темы, литература, облегчающие подготовку и преподавание по данному курсу, написание и оформление текста автореферата и дисеертации.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса ⌠Методология научных исследований■
- дать магистранту и соискателю в области социальных наук широкую панораму
методологических принципов и подходов к научному исследованию. Развитие
науки не сводится к научным исследованиям и научному предвидению на всех
этапах парадигмальных и революционных. Но всех этапах развития науки решающую
роль играл метод, то есть стратегия подходов, умозрительных принципов,
пути построения каркаса, решетки научного знания с целью последующего выполнения
его архитектуры и возведения самого здания науки.
Курс предполагает составление библиографии, дополнительной к той, которая представлена в программе, а также формирования небольшой собственной библиотеки каждым магистрантом, аспирантом, преподавателем. Содержание курса основано на принципе методологической априорности научного исследования, позволяющей интегрировать междисциплинарные подходы: рефлексии не только общих категорий, но и различных типов методологий. Программа учитывает определенную предварительную базу знаний, полученную магистрантом в курсах бакалавра.
Методология в качестве науки о методе фокусируется на предмете науки и участвует в конструировании ее объекта. Хотя в конечном счете методология и сама оказывается социальным конструктором в науке. Самые общие подходы к научному исследованию конкретизируются в данном курсе прагматически важными для аудитории вопросами методологии разработки диссертационного исследования, включающей не только анализ структуры, но и вопросов академизма и научной этики, но и формы стилевых и жанровых особенностей языка диссертации и автореферата.
Успешное изучение содержания курса по предлагаемой
рабочей программе способствует формированию методологической и научной
культуры, гибкому восприятию научных текстов, участию в дискуссиях по методологии,
эффективному применению полученных знаний в научно-исследовательской работе.
Учебно-тематический план курса ⌠Методология
научных исследований■
╧╧ |
|
|
Форма | |||
|
|
|
контроля | |||
1. | Наука и научный метод | |||||
1.1. | Эволюция науки в истории культуры |
|
|
|
||
1.2. | Методология науки |
|
|
|
||
2. | Методология
научного
исследования |
|||||
2.1. | Программа социологического исследования |
|
|
|
||
2.2. | Написание научной статьи |
|
|
|
||
2.3. | Методология диссертационного исследования |
|
|
|
||
2.4. | Автореферат диссертации и подготовка к защите |
|
|
|
||
Итого - по программе курса |
|
|
|
Курсовая, экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
I. Наука и научный метод. Наука как социальный институт, как профессия и социокультурная форма деятельности. Наука и метод. Инновационность науки.
1.1 Культурно-историческая эволюция науки: античность, средние
века, новое время, XX век. Уровни, формы и методы научного познания. Взаимодействие
теоретического, умозрительного и эмпирического уровней развития науки.
Понятие научной картины мира (НКМ), ее развитие в эволюции культуры. Особенности
перехода от классической к неклассической и постнеклассической НКМ.
Типы научной рациональности. Т.Кун о парадигмальном развитии науки
и понятие о научном сообществе. Понятие научного предвидения и прогностической
функции науки. Научная гипотеза, принципы верификации (Л.Витгенштейн) и
фальсификации (К.Поппер). Естественные, социальные и гуманитарные науки:
подходы к классификации наук. Объект и предмет социальной науки. Зарубежные
и отечественные теории социального.
1.2. Методология науки. Понятие метода и методологии науки. Содержание и структура методологии. Социальная антропология и социология нетипичности в структуре методологии теории социальной работы. Методология научного объяснения. Методология социального конструктивизма. Методология социологического анализа духовной сферы жизни общества (культуры, науки, образования). Понятие научной школы. Зарубежные и отечественные школы социологии; социальной работы. Саратовская школа социологии; социальной работы; социальных проблем занятости и профориентации. Социология образования: методологические подходы. Научные школы фамилистики; гендерной социологии; социальной феминологии. Научные публикации по методологии социальных наук.
2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Методология исследования как социально-технологический
процесс.
Программа научного исследования, общие
требования, выбор темы и проблемы. Уровни и структура методологии научного
исследования. Предмет и объект социального исследования. Коммуникации с
научными фондами, правила заявки на исследовательский грант. Документальные
источники, полевые исследования, сбор информации, банк данных в социологическом
исследовании. Основные отечественные работы по методологии и методам социологического
исследования. Качественные и количественные методы в прикладном исследовании
социальных проблем. Цель, задачи, выдвижение рабочей гипотезы социологического
исследования. Типология социологического опроса. Конструирование анкеты.
Интервью, нарративы, фокус-группа. Понятие и классификация выборки. Правила
обработки данных социологической информации. Интерпретация данных.
2.2. Подготовка и публикация научной
статьи по социальной проблематике.
Определение темы, подбор источников, группировка
авторов. Анализ и обобщение литературы по теме. Научная этика диалога.
Композиция и вспомогательный научный аппарат публикации. Академизм изложения.
Заглавие, тезариус понятий. Цитирование, ссылки и сноски.
2.3. Методология диссертационного исследования.
Методология научного творчества и подготовка
диссертации. Научный анализ и научный синтез как основная форма научной
работы. Структура и логика научного диссертационного исследования. Выбор
темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического
материала. Анализ разработанности проблемы, фокусировка новизны, диалог
с авторами. Архитектура диссертации. Категориальный аппарат, понятия, термины,
дефиниции, теории, концепции, их соотношение. Распределение и структура
материала. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов.
Правила и научная этика цитирования:
научные школы, направления, персоналии. Научный
аппарат диссертации по социальным наукам. Жанр и лицо изложения материала.
Академический стиль и особенности языка диссертации. Каталогизация социологической
литературы.
Магистерская, кандидатская и докторская
диссертация по социальным наукам: основные
требования к содержанию и оформлению. Жанровые особенности разделов диссертации.
Оформление диссертационной работы, соответствие государственным стандартам,
представление к защите, процедура публичной защиты.
2.4. Автореферат диссертации и подготовка
к защите.
Автореферат как изложение квинтэссенции
диссертации. Стилевые, жанровые, языковые различия автореферата и диссертации.
Лицо изложения. Основные требования к автореферату по содержанию, объему
и форме. Фокусирование новизны и положений, выносимых на защиту. Процедура
печатания и рассылки автореферата, особенности списка рассылки. Автореферат
магистерской, кандидатской и докторской диссертации:
различие и сходство.
Список курсовых работ
Батыгин. Лекции по методологии социологических
исследований. М. 1995.
Бурдье. Оппозиция современной социологии.
Социс, 1996, ╧5.
Глазьев. Закономерности социальной эволюции:
вопросы методологии. Социс, 1996, ╧6.
Ядов. Социологическое исследование:
методология, программа, методы. Самара, 1995.
Девятко. Модели объяснения и логика социологического
исследования. М., 1996.
Социология современной России (интервью
с В.А. Ядовым). Социс, 1996, ╧12.
Шляпентох. Многослойное общество:
⌠антисистемный■
взгляд на современную Россию. Социологический журнал, 1997, ╧4.
Социс, 1996-1998. Рубрика методология.
Филиппов. О понятии ⌠теоретическая социология■.
Социологический журнал, 1997, ╧1-2.
Ярская-Смирнова. Нарративный анализ социологии.
Социологический журнал, 1997, ╧3.
Социологический журнал, 1996, ╧1-2. Раздел
полемика.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика
написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1998.
Девятко И.Ф. Кандидатская диссертация.
Методика написания, правила оформления и порядок защиты (I
раздел). М., 1998.
Ядов В.А. Кандидатская диссертация. Методика
написания, правила оформления и порядок защиты (I
раздел). М., 1998.
Белановский С.А. Метод фокус-группы. М.,
1996.
Бутенко И.А. Как провести социологическое
исследование. М., 1995.
Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка.
Саратов, 1996.
Романов П.В. Ярская-Смирнова
Е.Р. Делать знакомое неизвестным: этнографический
метод в социологии. Социологический журнал, 1998, ╧1-2.