МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В. Н. Ярская, д.ф.н., профессор
Copyright

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СГТУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МАГИСТЕРСКОГО КУРСА, САРАТОВ 1998

Рабочая программа магистерского курса по методологии научного исследования предназначена для магистрантов, аспирантов и преподавателей гуманитарно-социальных кафедр и факультетов. Выделяются разделы, темы, литература, облегчающие подготовку и преподавание по данному курсу, написание и оформление текста автореферата и дисеертации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса ⌠Методология научных исследований■ - дать магистранту и соискателю в области социальных наук широкую панораму методологических принципов и подходов к научному исследованию. Развитие науки не сводится к научным исследованиям и научному предвидению на всех этапах парадигмальных и революционных. Но всех этапах развития науки решающую роль играл метод, то есть стратегия подходов, умозрительных принципов, пути построения каркаса, решетки научного знания с целью последующего выполнения его архитектуры и возведения самого здания науки.

Курс предполагает составление библиографии, дополнительной к той, которая представлена в программе, а также формирования небольшой собственной библиотеки каждым магистрантом, аспирантом, преподавателем. Содержание курса основано на принципе методологической априорности научного исследования, позволяющей интегрировать междисциплинарные подходы: рефлексии не только общих категорий, но и различных типов методологий. Программа учитывает определенную предварительную базу знаний, полученную магистрантом в курсах бакалавра.

Методология в качестве науки о методе фокусируется на предмете науки и участвует в конструировании ее объекта. Хотя в конечном счете методология и сама оказывается социальным конструктором в науке. Самые общие подходы к научному исследованию конкретизируются в данном курсе прагматически важными для аудитории вопросами методологии разработки диссертационного исследования, включающей не только анализ структуры, но и вопросов академизма и научной этики, но и формы стилевых и жанровых особенностей языка диссертации и автореферата.

Успешное изучение содержания курса по предлагаемой рабочей программе способствует формированию методологической и научной культуры, гибкому восприятию научных текстов, участию в дискуссиях по методологии, эффективному применению полученных знаний в научно-исследовательской работе.
Учебно-тематический план курса ⌠Методология научных исследований■
 
╧╧
Раздел, тема
Число часов
Форма
   
Лекц.
СР
Всего
контроля
1. Наука и научный метод        
1.1. Эволюция науки в истории культуры
4
14
18
 
1.2. Методология науки
4
12
16
 
2. Методология научного 
исследования
       
2.1. Программа социологического исследования
8
16
24
 
2.2. Написание научной статьи
4
10
14
 
2.3. Методология диссертационного исследования
8
16
24
 
2.4. Автореферат диссертации и подготовка к защите
4
10
14
 
  Итого - по программе курса
32
78
110
Курсовая, экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
 
 

I. Наука и научный метод. Наука как социальный институт, как профессия и социокультурная форма деятельности. Наука и метод. Инновационность науки.

1.1 Культурно-историческая эволюция науки: античность, средние века, новое время, XX век. Уровни, формы и методы научного познания. Взаимодействие теоретического, умозрительного и эмпирического уровней развития науки. Понятие научной картины мира (НКМ), ее развитие в эволюции культуры. Особенности перехода от классической к неклассической и постнеклассической НКМ.
Типы научной рациональности. Т.Кун о парадигмальном развитии науки и понятие о научном сообществе. Понятие научного предвидения и прогностической функции науки. Научная гипотеза, принципы верификации (Л.Витгенштейн) и фальсификации (К.Поппер). Естественные, социальные и гуманитарные науки: подходы к классификации наук. Объект и предмет социальной науки. Зарубежные и отечественные теории социального.

1.2. Методология науки. Понятие метода и методологии науки. Содержание и структура методологии. Социальная антропология и социология нетипичности в структуре методологии теории социальной работы. Методология научного объяснения. Методология социального конструктивизма. Методология социологического анализа духовной сферы жизни общества (культуры, науки, образования). Понятие научной школы. Зарубежные и отечественные школы социологии; социальной работы. Саратовская школа социологии; социальной работы; социальных проблем занятости и профориентации. Социология образования: методологические подходы. Научные школы фамилистики; гендерной социологии; социальной феминологии. Научные публикации по методологии социальных наук.

2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Методология исследования как социально-технологический процесс.
Программа научного исследования, общие требования, выбор темы и проблемы. Уровни и структура методологии научного исследования. Предмет и объект социального исследования. Коммуникации с научными фондами, правила заявки на исследовательский грант. Документальные источники, полевые исследования, сбор информации, банк данных в социологическом исследовании. Основные отечественные работы по методологии и методам социологического исследования. Качественные и количественные методы в прикладном исследовании социальных проблем. Цель, задачи, выдвижение рабочей гипотезы социологического исследования. Типология социологического опроса. Конструирование анкеты. Интервью, нарративы, фокус-группа. Понятие и классификация выборки. Правила обработки данных социологической информации. Интерпретация данных.

2.2. Подготовка и публикация научной статьи по социальной проблематике.
Определение темы, подбор источников, группировка авторов. Анализ и обобщение литературы по теме. Научная этика диалога. Композиция и вспомогательный научный аппарат публикации. Академизм изложения. Заглавие, тезариус понятий. Цитирование, ссылки и сноски.

2.3. Методология диссертационного исследования.
Методология научного творчества и подготовка диссертации. Научный анализ и научный синтез как основная форма научной работы. Структура и логика научного диссертационного исследования. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Анализ разработанности проблемы, фокусировка новизны, диалог с авторами. Архитектура диссертации. Категориальный аппарат, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции, их соотношение. Распределение и структура материала. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов.
Правила и научная этика цитирования: научные школы, направления, персоналии. Научный аппарат диссертации по социальным наукам. Жанр и лицо изложения материала. Академический стиль и особенности языка диссертации. Каталогизация социологической литературы.
Магистерская, кандидатская и докторская диссертация по социальным наукам: основные требования к содержанию и оформлению. Жанровые особенности разделов диссертации. Оформление диссертационной работы, соответствие государственным стандартам, представление к защите, процедура публичной защиты.

2.4. Автореферат диссертации и подготовка к защите.
Автореферат как изложение квинтэссенции диссертации. Стилевые, жанровые, языковые различия автореферата и диссертации. Лицо изложения. Основные требования к автореферату по содержанию, объему и форме. Фокусирование новизны и положений, выносимых на защиту. Процедура печатания и рассылки автореферата, особенности списка рассылки. Автореферат магистерской, кандидатской и докторской диссертации: различие и сходство.
 


Список курсовых работ

  1. Методология научной работы
  2. Научная картина мира
  3. Конкретизация методологических принципов социального познания применительно к методикам
  4. Значение методологии как основы практического преобразования конкретных социальных объектов
  5. Пространство социологического исследования
  6. Нарративный анализ в системе методологии научных исследований
  7. Логика гипотетического рассуждения в контексте методологии
  8. Методологическое значение принципа историзма в конкретно-научном исследовании
  9. Сравнительный анализ концепций парадигмального развития науки
  10. Экспериментальный метод в методологии исследования
  11. Методологическая культура практического социального действия
  12. Социальный анализ как метод прикладного социологического исследования
  13. Исследовательские программы, модели объяснения и логика исследования
  14. Соотношение эпистемологии, методологии и методов социального исследования
  15. Концептуальный аппарат методологии научного исследования
Литература

Батыгин. Лекции по методологии социологических исследований. М. 1995.
Бурдье. Оппозиция современной социологии. Социс, 1996, ╧5.
Глазьев. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии. Социс, 1996, ╧6.
Ядов. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Девятко. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
Социология современной России (интервью с В.А. Ядовым). Социс, 1996, ╧12.
Шляпентох. Многослойное общество: ⌠антисистемный■ взгляд на современную Россию. Социологический журнал, 1997, ╧4.
Социс, 1996-1998. Рубрика методология.
Филиппов. О понятии ⌠теоретическая социология■. Социологический журнал, 1997, ╧1-2.
Ярская-Смирнова. Нарративный анализ социологии. Социологический журнал, 1997, ╧3.
Социологический журнал, 1996, ╧1-2. Раздел полемика.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1998.
Девятко И.Ф. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты (I раздел). М., 1998.
Ядов В.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты (I раздел). М., 1998.
Белановский С.А. Метод фокус-группы. М., 1996.
Бутенко И.А. Как провести социологическое исследование. М., 1995.
Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Саратов, 1996.
Романов П.В. Ярская-Смирнова Е.Р. Делать знакомое неизвестным: этнографический метод в социологии. Социологический журнал, 1998, ╧1-2.
 
 

Hosted by uCoz